Журналистика

УКРАИНСКАЯ ПРЕССА СЕВЕРНОЙ БУКОВИНЫ И ЗАКАРПАТЬЯ

Северная Буковина в течение И мировой войны постоянно была театром военных действий. Поэтому по окончании войны в 1918 г. она было в значительной степени разрушенная и дезорганизовавшая. Украинское население пострадало от войны больше всего. Культурная, образовательная работа пришедшая в упадок, украинская пресса почти не выдавалась. В годы войны здесь выходили временные журналы: "Новая Буковина", "Борба". В 1918 г. они были закрыты.

По итогам войны эта территория была преданна Румынии. Но в ее населенных пунктах проживало около 320 тысяч украинцев. В это время усиливалось притеснение со стороны власти относительно украинского языка и прессы. Жесткий, фактически оккупационный режим, запрещение даже собраний и митингов и цензура прессы в Румынии крайне негативно отражались на состоянии украинской прессы края. Выпуск газет без разрешения влад считался преступлением, а распространение в них национально-демократических идей - двойным, за это, как за измену государству, могли присудить к казни. В 1922 г. власти развернули работу по содействию выезду украинцев из Буковины и заселению высвобожденной земли румынами. Исследователь М. Лозинський в 1923 г. писал: "Украинский язык не имеет никаких прав, украинское печатное слово загибає под особенной цензурой".

Газета "Голос Буковины" выходила с января 1919 года. Это было приложение к официальной румынской газете "Glasal Bucovinei". Газета, например, печатала учебник румынского языка. Эта газета существовала лишь год, потому что не интересовала аудиторию.

Украинские учителя на общих собраниях в Черновцах в 1920 г. решили возобновить закрытый в 1914 г. двухнедельный журнал "Каменщики". Сугубо педагогическое издание, журнал в большинстве номеров имел на страницах белые пятна после вмешательства цензуры и надпись "Цензируемый": выбрасывалось все, что не отвечало политике "румынизации" украинских школ, судов, других государственных учреждений. Пресса даже при тех условиях находила возможность выступать против этой политики.

Определенное влияние на деятельность прессы в Буковине малая социал-демократия, причем буковинские эсдеки существовали как секция Румынской СДП. Они выдавали целый ряд газет от 1919 по 1928 гг. Первую из них - "Воля народа" 1919-1920 гг. - редактировал выдающийся публицист Сергей Канюк. Она начиналась как двухнедельная, через год стала еженедельной, впрочем, имела небольшие тиражи. Газета общалась с румынскими и венскими социал-демократами. В ней подавались новости о гражданской войне в Украине, потом о жизни этой советской республики. Впоследствии в противодействии из сигуранцею - румынской службой государственной безопасности - появлялись вместо закрытых издания "Общество", "Борьба", "Земля и воля", "Борец". Все они, по свидетельству М. Романюка, "фактически один и тот же журнал, который.. отвечал идеологическим принципам одной партии. Их авторы и редакторы не воспринимали политику украинских националистов, видели в идеале единую и неделимую советскую Украину, настойчиво разъясняли буковинцам положения марксизма-ленинизма.

В 1920 году С. Канюк был отодвинут от редактирования правой фракцией партии "социал-угодивцями", политические позиции журнала были резко изменены, как и название - теперь это стал "Рабочий". Возглавил газету ее самый активный автор Кость Кракалия, который стоял на позициях антибольшевизма. Выходила она каждый четверг на четырех страницах. Идейным стержнем номеров становились передовые статьи, например, "Общий фронт мирового пролетариата". После закрытия выходила под названием "Вперед", с 1927 г. как "Борьба".

Условия, в которых выдавались эти политические журналы, характеризует такая деталь: каждый номер их цензировался, политические материалы снимались безжалостно. Оппозиционность власти по многим позициям еще больше усложняла их положение. Да, газеты выступают против проведения аграрной реформы, которая бы еще больше обеднила украинское крестьянство Буковины и обогатила бы румынских помещиков. Кроме того, при условиях реформы предусматривалось, что землю дадут тем, кто доведет свою принадлежность до румынской национальности. Ясно, что эти шовинистические действия влад ухудшали положение в обществе и усложняли работу украинских журналов.

Под воздействием социал-демократов Румынии находилась газета "Общество"в 1921 г. Сергея Канюка. В ней с симпатией подавались события советской Украины, освещалась повседневная жизнь трудящихся украинцев Буковины. "Общество" остро полемизировало с "Рабочим" именно в вопросах отношения к советскому строю. Интересно, что практически все статьи здесь печатались без подписи.

Газета "Борьба"1925-1928 гг. от первых номеров заняла антикоролевскую позицию, призывала к созданию рабоче-крестьянского фронта борьбы с властью. Ее аудиторией были рабочие и крестьяне. Ее называли: "черная" газета именно через разоблачение "черных" дел румынских влад. Главной темой было сочетание крестьян и рабочих ради воплощения социалистических идей. Казалось бы, эсдеки не должны бы были делать планы относительно поддержки крестьянства, в Европе это были партии промышленного пролетариата. Но среди буковинского населения 80 процентов было именно крестьяне, и это отражалось и на деятельности органов прессы. Эта же газета участвует в международном социалистическом движении в пределах созданной в 1927 г. Федерации социалистических партий Румынии. В то же время она - участница идейной борьбы с другими украинскими партиями Буковины - социал-хлиборобський партии и украинской национальной партии, которые она обвиняла в сотрудничестве с румынскими владами. Независимая газета "Родной край", которую редактировал Петух, один из лидеров национальной партии, отбрасывала эти обвинения.

В 1928 году украинские социал-демократы отделились от румынских единомышленников. Редактор "Борца" 1929-1930 гг. и. Стасюк стал секретарем новообразованной в результате раскола Партии украинских работающих Румынии "Освобождения". Девизом избран лозунг: "Пролетарству всех стран, соединяйтесь"!. Ее выступления отличались резкостью, непримиримостью, она не искала сотрудничества, а вела жесткую борьбу не только с властью, но и с эсдеками.

Кое-где встречается резкая критика в адрес сигуранци, жандармерии, и это вызывает удивление: в условиях положения осады, фактически оккупации Буковины украинские газеты позволяли себе публикации, которые были абсолютно невозможны в подсоветской Украине, : никакой критики в адрес НКВС, чекистов там никто бы не позволил.

Газета эта, как и ее предшественники, также остро полемизировала с другими украинскими партиями Буковины, выступая с антирумынских и просоветских позиций. В 1933 г. подобную же позицию занял их наследник - журнал "Народ" за редакцией С. Канюка.

Черновицким печатникам запрещали их тиражирование, потому отдельные номера были выпущены в частных типографиях. Выглядели они полиграфически очень бедно, однако в политических спорах вели себя бескомпромиссно.

В Северной Буковине на то время существовало несколько независимых газет, которые тяготели к так называемому народовецького, то есть националистического, лагерю, например, газета "Заря" 1924-1925 рр. Она занимала среди родственных изданий более нейтральные позиции, стремилась к объединению украинских национальных сил, выступала против разделения украинского сообщества Буковины на ворожуючи партии, за объединение всех вокруг "Зари" статьи "Гуртуймося", "Недоразумение" и тому подобное.

Украинская интеллигенция края возобновила в 1921 г. выход довоенного журнала "Народной голос", что стоял на резко антикоммунистических и антисоветских позициях, что видно, в частности, в статье "Московский рай а коммунистический ад".

Газета "Земля" редактор М. Чепечук боролась с запуском украинского дела, разоблачала разъединенность украинского населения края, описывая тех, кто :

"..слушают румынские слова и наперерез запобигають румынской ласки.. Другие, думая льстить Румынам, поприставали к румынским политическим партиям, на все строи вислуговуються им".

Политическая национальная назета "Родной край" 1926-1930 гг. поддерживалась национальной украинской партией с центром в Черновцах. В 1930 году объединилась с издательством "Время" и начала выходить ежедневно. Как отмечает львовский исследователь З. Дмитровський в сборнике "Украинская периодика: история и современность" :

"Основное внимание газета уделяла тяжелому положению украинского населения в Румынии.. остро выступала против румынизации украинцев, постоянно отстаивала законность их домогательств, неоднократно напоминая обязательство Румынии перед миром об охране национальных меньшинств".

Журнал стремился объединить, сплотить такие образовательно-общественные ячейки, как "Народный дом", "Русская беседа", "Женское общество", "Украинская школа", "Мещанский хор". Именно на единении, которого так недоставало украинцам при тех условиях, постоянно и энергично настаивала газета "Родной край". Крестьянам журнал адресовал такие строки:

В единстве нашем экономическом получим единство культурное и станем людьми между людьми. Ничего не достойны все наши немыслимые организацийки, пока мы не поднимем свое хозяйство, чтобы оно дало нам хотя бы вдвое больший доход, пока не возьмем в свои руки весь торг продуктами сельского хозяйства, чтобы обойти посредника.. пока не учредим свои собственные банки долгосрочного кредита с малым процентом, пока не будем иметь сотни миллионов дохода народного, каким розпоряджаючи, сможем удовлетворить все свои культурные потребности, к школам и театрам включительно".

Хлебопашеская партия выдавала газету "Хлебопашеская правда" 1923-1938 рр. Редактор и издатель ее Кость Кракалия, посол депутат румынского парламента, перешел сюда с позиций социал-демократа. Это была аграрная газета и по содержанию, и за аудиторией, и за политическими ориентирами, и за составом авторов-корреспондентов.

Единственный журнал "Луч" 32 страницы с литературными дополнениями печатал литературные доработки местных авторов, материалы на темы искусства, из студенческой жизни, а также вмещал рекламу.

Новый отрезок истории Румынии начинается от отмены состояния осады в Буковине в 1928 и длится до 1937 гг. Королевское правительство предоставляет новые возможности для национального возрождения украинской прессы Буковины. Украинская народная партия, национальная пресса добились некоторых прав для родного языка, школ. В этот период здесь выдаются национальный журнал "Время", крестьянские газеты "Правда" и "Народня сила", сатирический "Будяк", социал-демократический еженедельник "Новая жизнь" и другой.

Но в 1937 - 1940 гг., то есть накануне и в первый год ии мировой войны, в Румынии устанавливается королевская диктатура и авторитарно-профашистский режим и военное состояние. В 1937 г. здесь состоялся суд над украинскими националистическими деятелями. Были ликвидированы политические партии и профсоюзы. Всю власть в Северной Буковине сосредоточил в своих руках комендант 8-ї дивизии генерал Димитрив, который возобновил состояние осады, цензуру и тому подобное. Для прессы украинского населения наступают опять трудные времена. Лишь через год был разрешен выход журнала "Совет" - "независимой газеты украинской мысли в Румынии". Она должна была стать на позиции лояльности диктатуре. Создание профашистского еженедельника "Христианское слово" показывает атмосферу, которая сложилась в стране и в регионе.

Выжить в этих условиях сумело единственное украинское издание "Время", и то за счет увеличения объявлений и соответственно уменьшения собственных материалов. Интересной является история его основания. Аптекарь из провинции Т. Глинський вложил бесповоротно 700 тысяч лей на его издание. Впоследствии материальное состояние редакции ухудшилось, и газету злили с другим, сельским журналом "Родной край" под условием выпуска "Крестьянского" еженедельника, который и держал финансово "Время". Когда и этот источник начал высыхать, был найден новый выход. Созданный издательский союз с тем же названием объединил несколько вкладчикив, на эти деньги была куплена собственная типография, которая поддерживала деньгами журнал.

Примером преследований украинских журналистов стал в 1937 г. судебный процесс над Иваном Григорьевичем, редактором газеты "Самостоятельность" которая занимала последовательные государственнические позиции. По приговору военного суда он был заключен на три года.

28 июня в 1940 г. Красная армия вступила в Северную Буковину и Бессарабию. Началось совсем другое время украинской прессы края - партийно-советская. Ежедневная газета "Время", которую не закрыли даже сигуранца и фашисты, прекратила выход. Прошла первая волна арестов и ссылок украинской интеллигенции, вообще заметных лиц в жизни края.

Углублен этот отрезок истории украинской прессы исследовано А. Животко в "Истории украинской прессы", в монографии львовянина М. Романюка "Украинская пресса Северной Буковины 1918 - 1940 гг., с которыми студенты должны ознакомиться.

Территория Закарпатья по итогам И мировой войны была передана Венгрии здесь правил советский режим Б. Куна в 1919 гг., в 1938 территория оккупирована Венгрией и Чехословакии 1919 - 1938 гг., имела название "Пидкарпатська Русь". От октября 1938 по март в 1938 г. длилось автономное существование края.

Народно-просветительская пресса в первые послевоенные годы была представлена здесь газетами украинской интеллигенции.

Среди них главное место занимает народно-просветительская газета "Слово народа" 1931 - 1932 гг., ответственный редактор - писательница Ирина Невицька. Здесь писалось, что народовецький украинское направление отстаивает единство "русско-украинского народа" на Словакии и Пидкарпатський Руси в Чехословакии, в Галичине под Польшей, на Буковине и в Бессарабиї в Румынии и на "Руси-Украине" общим количеством 42 млн. душ.

Интеллигенция этого края за своими кориннями и политическими и экономическими интересами разделяется на україно-, москво - и мад'ярофилив. Наибольшие политические споры продолжались между первыми и вторыми.

Согласно оценке А. Животко закарпатских изданий, "украинская пресса охватывала все отрасли и требования жизни". Общественно-политические газеты здесь, как и в других регионах, переходили от одного названия ко второй, оставаясь по существу одним и тем же изданием: "Наука", потом еженедельник" Свобода", дальше дневник "Новая свобода". Во время автономии под редактированием С. Довгаля, а потом В. Гренджи-донского этот дневник приобрел большую популярность.

С 1920 по 1924 гг. здесь выдается еженедельник Русской хлебопашеской партии "Русская нива", что ратовал за хозяйственный расцвет края и за единство русинов со всем украинским народом.

Социал-демократическая пресса представлена была еженедельником "Народ", а с 1922 по 1938 гг. он выходит под названием "Вперед" за фактическим редактированием С. Довгаля.

Аграрная партия с 1934 по 1938 гг. выпускает в Ужгороде еженедельник "Земля и воля". С 1932 по 1938 гг. выходит "орган профессоров и адвокатов.". - "Украинское слово", что стремится стать над внутрирусинскими спорами. Газета, в частности, призывает:

"Пора, чтобы исчез украинофил, москвофильство, а, чтобы все познали, что мы есть один украинский нарид".

В контексте политической борьбы журналы украинского направления откровенно провозглашают и стремятся достичь своей цели, а издания других ориентаций это скрывали.

18 лет от 1920 г. длился выпуск коммунистического органа "Карпатская правда", но исследователи М. Романюк и В. Габор утверждают в "Сборнике трудов научно-исследовательского центра периодики, вип. 2", что коммунистическая пресса Закарпатья "с профессиональной стороны.. как профессиональная периодика не утвердилась".

Москвофильськи газеты - самая старая "Русская земля" 1919 - 1938 гг., "Русский народный голос", "Карпаторусский голос", "Наш путь", что назывались газетами Е. Фенцака, были настроены враждебный к украинской идее.

Некоторые газеты печатались латиницей, например, "Новое время", хотя были москвофильськими. Несколько газет даже выдавались "язичиєм", то есть малопонятной смесью из нескольких языков с претензией на статус языка литературного.

Зато позицию москвофилив ясно выражает мукачевское "Слово", газета крупных землевладельцев и верхушки аграрной партии :

"Всем известно, что компания, состоящая из Пешека и украинских клерикалов с Волошином и и Бращайком во главе хотят под видом развития местного народного языка завести какой-то полупольский жаргон и тем уничтожить наш истинный язык - русский язык и оторвать нас вот русского корня".

Еженедельник "Русинъ" как полуофициальный орган первого губернатора края, впоследствии первый в Закарпатьи дневник "Русинъ", который выходил в начале 1920-х гг., консолидировали русинов вокруг государственнических идей, хоть первый вариант журнала действовал смелее и послидовнише и выдавался более профессионально.

Опыт закарпатской прессы 1920 - 1930 рр больше всего наводит на мысль о том, что в этом регионе, как и в других, пресса политизировала, а следовательно разделенная на отдельные группы и группки, которые вели между собой ожесточенную борьбу, теряя силы и время, вместо того, чтобы общим трудом и поиском причин для единения вместо политических баталий способствовать развитию всего украинского дела.




Похожие статьи:

Популярные записи

1